История цветочного венка

Тем не менее, наши далёкие предки заметили нежную красоту цветов. Самое раннее подтверждение любви к цветам учёные находят в древнем Египте. На настенных фресках древних египтян встречается много рисунков с цветочной тематикой, по которым можно составить достаточно полную картину развития флористики у этого народа. На тысячелетних изображениях можно увидеть растения, цветущие в каменных и глиняных сосудах, и предположить, что именно древние египтяне ввели моду на горшечные цветы.

Многие тысячелетия назад древние египтяне уже в полной мере научились любоваться прекрасными растениями, собирать их в букеты и составлять цветочные композиции. Изображениями цветов украшали посуду, одежду и жилища, цветы изображались на фресках, которыми расписывали стены, ими украшали алтари и жертвенных животных.

В жарком и влажном климате Древнего Египта цвет росли и цвели круглый год, и нет ничего удивительного в том, что уже в то время цветы активно использовались не только для украшения храмов, но для украшения жилищ и даже для торговли с древними римлянами.

К тому же древнем Египте цветок был одним из наиболее доступных женских украшений. Женщины украшали ими волосы во время прогулок или держали его в руках, а знатные люди носили цветы на одежде, прикрепляя их к воротникам.
Для религиозных церемоний цветы сплетали вертикально, в виде своеобразного цветочного «факела», или, для сохранения свежести, вставлялись в специальные «цветочные жезлы», сделанные из металла, со влажным мхом внутри. Этими цветочными композициями сопровождались торжественные шествия фараона. Цветы в таких композициях размещались строго вертикально по три – пять штук. Обычно это был 1 или 3 крупных верхних цветка, а под ними - два нераспустившихся бутона. Именно такая форма букета, судя по рисункам, была распространена в Древнем Египте.

До наших дней сохранилось множество изображений фараонов, держащих в руках подобные букеты из цветков лотоса. Лотос в Египте считался священным цветком, и именно поэтому изображений лотоса дошло до наших дней больше, чем каких-либо других цветов.

Но археологи находили не только изображения. В захоронениях находили и сухие букеты, и вазы для цветов, заслуживающие особого внимания. Надо сказать, что древнеегипетские вазы внешне выглядели совсем иначе, чем те, к которым привыкли современные люди. Это были овальные или шарообразные ёмкости со множеством отверстий, в которые вставлялись стебли цветов.

Считалось, что цветы, поставленные свободно, выглядят более естественно.
Однако после эпохи древних египтян мы опять не встречаем упоминании о букетах
У других народов существовали иные виды цветочных аранжировок – венки и гирлянды.

В Греции, Риме, да и на Руси, для украшения плели венки или гирлянды. Округлая замкнутая форма венка символизировала законченность и совершенство. Изначально только высшая знать и духовенство имела право на ношение венков. Венки приносили в дар богам, ими увенчивали победителей (Слово «увенчать» как раз и происходит от слова «венок»).

Венок был неизменным атрибутом на пирах, а в Древнем Риме пирующие непременно должны были украшать себя венками из роз или фиалок, обвивать гирляндами из мирта или плюща руки, чтобы иметь возможность наслаждаться ароматом. Этот обычай римляне переняли у греков, и он считался признаком роскоши. Сначала каждый гость приходил на пир в своём венке, но впоследствии предоставлять венки для пира стало любезностью со стороны хозяина. Чем больше венков он предоставлял гостям, тем более расточительным он мог прослыть. В знак дружеского расположения они должны были непременно пить вино с осыпавшимися розовыми лепестками из венков друг друга. И римляне, как и греки, верили, что венок предохраняет от опьянения. Однако, в пиршественных венках запрещено было появляться в общественных местах.

Древнегреческий философ Теофаст, (III третий век до нашей эры) которого по праву считают первым известным ботаником, в своём труде «Исследования о растениях» уделил целую главу исследованиям цветочных венков. Он упоминал более двадцати видов венков: праздничные и пиршественные, девственные и брачные, венки чести, добродетели и победы.

На праздник Венеры следовало надевать миртовый венок, а венок из красных роз бога супружества Гиминея надевался при бракосочетании. Миртовые венки так же служили некими знаками отличия - постоянно их полагалось носить только афинским архонтам (высшим сановникам Афинской республики). В древнем Риме была широко распространена книга Клавдия Сатурнина «О венках» В них он описывает материалы для изготовления венков и поводы, по которым их надевали.
По его словам, растения в венках скрепляли липовым лыком, и поэтому такие венки называли связанными. Некоторые венки входили в состав военных наград, разные виды для разных случаев.

Осадные венки, иначе их называли травяными. Этот венок был наградой за военные подвиги, даровал наивысший почёт и получить его было очень сложно: он присуждался полководцу, прорвавшему осаду и сплетался из травы и полевых цветов, собранных в месте, где располагалась осаждённая армия. Гражданские венки были вторыми значимости и получить такую награду было делом высокой чести. Им награждались солдаты, спасшие в сражении жизнь римлянина. Эти венки делались из трёх видов дубовых листьев. Присуждение такой награды регламентировалось строгими правилами. Нужно было не только спасти жизнь римскому гражданину, но и убить его врага и удержать за собой территорию.
Застольные венки надевались во время пиров и их запрещалось носить в другое время и в другом месте. Супружеский венок - венок, который надевали жених и невеста в день свадьбы.

Детский венок вешали на дверь дома, в котором появился новорожденный, причём венок для мальчика делался из оливы, а венок для девочки- из шерстяной пряжи
Венки присутствовали в жизни также и у наших предков - славян. Они служили украшением на народных праздниках : на Троицу, Юрьев День. Зелёные Святки, и на Ивана Купала.

Венки на Троицу плелись для того, чтобы испросит счастья и благополучия для своих родных. Такие венки плели молодые девушки в четверг перед Троицей, обычно где-нибудь в укромном месте в лесу. На Троицу полагалось идти смотреть на венок и по тому, засох он или нет, определялось какое будущее ждёт хозяйку венка.

На Ивана Купалу было принято проводить гадание на венках из лилий, а на Зелёные Святки венки непременно должны были быть двухцветные, из красных, жёлтых, розовых или сиреневых, различных по форме, цветов. При гаданиях венки пускали в реку и по тому, как они поплывут, определяли своё будущее.

Венки так же служили оберегами «от нечистой силы» и «сглаза», для девушек были символом чистоты и непорочности. Плели такие венки из маков, васильков и ромашек, их хранили в качестве оберега - на чердаках и огородах, в амбаре и хлеву – от ведьм, под первым снопом хлеба или гнездом наседки - для прибытка. Воинам дарили венки, для ношения под одеждой в военном походе.
Именно венок, символ невинности незамужней девушки, невеста кидала подружкам «на счастье и замужество».

Однако выходящая замуж вдова или потерявшая девственность невеста не могли украшать совою голову венком в день свадьбы. Свадебные венки хранились для счастья в семейной жизни, их либо зашивали в подушку невесты для плодовитости либо хранили в сундуке или подвешивали на чердаке, как оберег в счастливой семейной жизнью.

В жизни наших предков цветы имели большое ритуальное значение. С помощью некоторых цветов можно было изменить судьбу, повлиять на выполнение задуманного, излечить болезнь и привлечь удачу и богатство.
Именно поэтому у каждого цветка были своё значение и толкование.
Жёлтые цветы в венке были символом солнца и счастья, красные символизировали любовь, тогда как голубые цветы означали постоянство, а белые - невинность и чистоту.

Мы видим, что красота и изящество цветов пробуждала в наших предках чувство прекрасного. Эти нежные растения были одними из первых украшений и человека, и места, где он жил. На стенах храмов и саркофагах, на посуде и рукописных свитках везде мы находим присутствие цветов, несущих нам свою красоту через века.