Свадебные украшения из цветов: история разных эпох

Действительно, из какого времени и из какой страны была та счастливица, которой довелось держать в руках самый первый, прелестный и неповторимый букет невесты?
 
К сожалению, упоминаний о свадебных букетах мы не встречаем ни у древних египтян, ни у древних греков и римлян. Все они предпочитали венки и гирлянды. Однако в создании свадебных венков и гирлянд им не было равных. Цветочные гирлянды в качестве украшения впервые появились в Древнем Египте.
В этих гирляндах цветы либо располагались вертикально и красиво свисали, перевитые лентами, либо были переплетены с листьями серебристого тополя.
На свадьбу жених и невеста надевали «цветочные воротники»- ленты из папируса, сплошь оплетённые живыми цветами и ягодами, охапка живых цветов была в руках у невесты.

На дошедших до нас изображениях свадебных церемоний у греков и римлян, встречающихся на античной керамике, мы видим цветочные венки на головах брачующихся. В Греции, по обычаю, венок невесты делали из роз и мирта, считавшихся растениями, принадлежавшими богине любви Афродите. Наряд невесты обязательно украшался гирляндой плюща, в знак бесконечной привязанности к супругу. Подруги невесты вплетали в свои волосы гиацинты, являвшиеся, по легенде, цветами дружбы и печали. Прекрасный юноша Гиацинт, друг бога Аполлона, был сыном музы Клио и спартанского царя Амикла. Они часто проводили время, охотясь или состязаясь в метании диска, пока однажды диск, брошенный Аполлоном, случайно не попал в Гиацинта, убив его. Исполненный скорби, чтобы сохранить память о друге, Аполлон превратил умирающего юношу в прекрасный цветок, сделав его символом утраченной дружбы и печали.
По Римскому обычаю растения для свадебного венка, называвшегося Corona nuptialis, собирала сама невеста. В раннее время это были вербена и майоран, позднее - мирт и цветы апельсинового дерева. В такой венок обязательно вплетались колосья пшеницы, символизирующие плодородие и богатство.

В качестве свадебного убранства для гостей использовались украшения, сплетаемые из ярких растений. По свидетельству Вергилия, в этих украшениях : «Венки из цветов фиалки, смешанных с шафраном, и жёлтые гирлянды, сочетаются с малиновым розами».

Надо сказать, фиалки были особенно любимы римлянами, он был цветком города Афины, который иначе называли «коронованный фиалками». По другим свидетельствам, венки для новобрачных непременно сплетались их шафрана, чеснока и розмарина. Считалось, что такое сочетание отгонят злых духов и сохраняет любовь. Свадебные церемонии в древней Греции и Риме во многом схожи, поскольку римляне многое в обычаях заимствовали у греков. И некоторые свадебные обычаи дошли даже до наших дней.

Греко-Римское бракосочетание было роскошным, впечатляющим и прекрасным зрелищем! Высокие, в рост человека, сосуды, наполнялись миртовыми ветвями, пол устилался ковром из живых цветов, новобрачных осыпали душистыми лепестками цветов. Лепестками роз – в древней Греции, поскольку именно этот цветок считался принадлежащим Афродите и символизировал вечную любовь. И лепестками лилии - в Риме, ведь именно лилия была символом чистоты и невинности.Парадоксально, но хотя цветы и были везде и в изобилии, такого украшения, как букет, в обиходе не было. Вместо этого стены украшали гирлянды из растений. Есть мнение, что древние греки и римляне просто – напросто не догадывались, что цветы гораздо дольше сохраняются свежими, если их поставить в воду!

У славян свадебный венок являлся обязательным элементом брачной атрибутики. Их носили как женихи, так и невесты. Существовало много обычаев и примет, связанных со свадебными венками. Обычай обмениваться венками в день сватовства позже трансформировался в обычай обмениваться кольцами.
Перед свадьбой невеста своими руками плела венок любимому - из базилика, хмеля, дубовых и берёзовых веток. «Невестин венок» плели подружки невесты, тщательно, по значению, подбирая цветы и травы. В венок в определённой последовательности вплетались калина и ромашка, как символ красоты и нежности, незабудка и хмель - в знак преданности, барвинок и бессмертник как символ долгой жизни и здоровья, мальва, любисток и мак символизировали веру, надежду, любовь.

А после обряда, когда девушки завязывали глаза невесте и водили вокруг неё хоровод, она должна была вслепую отдать свой венок одной из подружек. Считалось, что та, которая стала обладательницей венка, выйдет замуж следующей.

Но позже, в христианской Руси, обычай несколько поменялся, «невестин венок» вместе с фатой снимала свекровь и невеста должна была хранить его всю жизнь, чтобы семья была крепкой, а подружкам невеста стала отдавать свой букет, бросая его за спину, и считалось, что подружка невесты, поймавшая его, выйдет замуж быстрее других девушек.

Кельтские невесты к венку из полевых цветов обязательно добавляли веточку клевера-трилистника в ирландском букете, или белый вереск в шотландском, так как считалось, что они приносят удачу новобрачным. Так же вереском, клевером и выращенными в огородах пряными растениями было принято украшать дом, в котором должно было состояться свадебное торжество. Некоторые растения стали ассоциироваться с Ирландией, например, молюцелла, иначе называемая «ирландские колокольчики», однолетнее неприхотливое растение с приятным запахом. А согласно кельтской традиции в Уэльсе подружка невесты, получившая миртовую ветку из венка, должна была посадить её в своём саду. Если растение принималось и начинало расти, то, согласно примете, у подружки невесты был шанс выйти замуж до конца года.

Букеты человечество придумало не так давно, всего каких-то 500 лет назад. До этого было испробовано всё: отдельные цветки, охапки цветов, венки и гирлянды, но не букеты! И, разумеется, букет придумали французы, да и само слово переводится как «связка растений». И действительно, первые букеты были просто душистыми растениями, связанными лентой или нитками, и делались они именно для того, чтобы наслаждаться запахом душистых трав, а вовсе не затем, чтобы любоваться цветами.

Но первые цветочные букеты были очень своеобразны. Цветочники того времени не придумали ничего лучше, как обрезать стебли и листья, а бутоны нанизывать на проволоку. Далее вся конструкция обвязывалась кружевами и лентами. Букеты эти, очень недолговечные, служили для аромата и украшения комнат. Таким образом, первые букеты применялись скорее не для красоты, а для того, чтобы вдыхать приятные ароматы душистых цветов, из которых они были составлены. Английские дворяне использовали композиции из пряностей и живых цветов, прикрепляя их к одежде. Несколько позже букетами, составленными из цветов и трав, стали украшать накрытые столы.

То, что принято считать настоящим букетом, связка цветов и листьев, собранная в композицию, появилось только в средневековье. Полноценные свадебные букеты появились примерно в пятнадцатом веке. В шестнадцатом- семнадцатом веках букет цветов стал очень популярен, именно тогда цветы были назначены тайными посланниками влюблённых и каждому цветку был назначен свой собственный смысл. Считается, что «Язык цветов» был придуман в Турции в начале семнадцатого века, когда влюблённые начали использовать их для передачи сообщений друг другу. В то время свадебные цветы выбирали, соотносясь с их традиционными значениями. Для многих невест эти значения влияли на выбор цветов, из которых они составляли свои свадебные букеты.

К сожалению, многим прекрасным цветам были незаслуженно приписаны негативные значения. Так, например, значение красного анемона - «болезнь», изящные фиолетовые цветы дельфиниума - "высокомерие", благоухающая лаванда - "недоверие". Тем не менее, сегодня большинство невест выбирают цветы для своего букета по расцветке и собственному вкусу, ничуть не беспокоясь, например, что цветы в букете говорят: "я объявляю войну против вас" (пижма). Но, хотя в настоящее время цветы для свадебных букетов не выбирают в связи с их традиционным значением, у них сохранилась традиционная символика : роза означала любовь, лилия - чистоту, ландыш - целомудрие, маргаритка – радость.

Английская королева Виктория, в 1840 году выходя замуж за принца Альберта, травы и пряности в своём свадебном букете заменила свежими цветами апельсинового дерева и ноготками. Именно она создала моду на сладко пахнущие цветы и установила классическую цветочную тему букета для викторианской невесты. Ведущие модные журналы 19 века писали, что каждая невеста должна включать «Цветы королевы Виктории» в свой свадебный букет.

Но почему же королева предпочла именно апельсиновые цветки и календулу ? Яркие и нежные цветки календулы обычно включаются в свадебные букеты, потому что они расцветают каждое утро вслед за солнцем, открывая свои лепестки с рассветом и закрывают их, как только солнце исчезает. Такое «поведение» цветка сделало его символом постоянства и любви.

Ну а цветы апельсинового дерева в наряде невесты присутствовали ещё в Древнем Китае, символизируя чистоту, целомудрие и невинность. Апельсин - одно из тех редких растений, которое цветет и плодоносит одновременно, и именно поэтому его считают символом плодородия. Во время крестовых походов ростки апельсиновых деревьев были завезены сначала в Испанию, затем во Францию, а затем в Англию, в начале 1800-х. К тому времени мода на эти цветы распространились по всему континенту и многие невесты того времени хотели иметь свежие апельсиновые цветы в своих свадебных венках и свадебных букетах. Это поветрие было так распространено, что фраза " собирать цветы апельсина" стала иметь значение «искать жену».
Увлечение свадебными букетами разбудила фантазию модельеров. Создавались великолепные композиции из живых цветов - уже не просто букеты, но цветочные муфты, цветочные шляпы и вееры. Цветочные шляпы были особенно популярны, и не только во время свадеб, поскольку при их создании использовался всё тот же «язык цветов», что позволяло выразить свои чувства без слов, но с большим вкусом.

Цветочные муфты были гораздо более популярны в Европе, где эта идея появилась из-за необходимости согревать руки во время свадебной церемонии и была отличным выбором для зимней свадьбы. Муфта шилась портнихой вместе со свадебным платьем и затем сплошь украшалась цветами. Но такое свадебное украшение полагалось только невесте, подружки невесты должны были ограничиться обычными перчатками.

Букет-веер создавали, прикрепляя головки цветов к кружевному вееру, или укрепляя цветы со стеблями таким образом, чтобы они напоминали веер.
Букет - молитвенник долгое время был популярен среди благочестивых невест-католичек. В этом букете молитвенник невесты играл роль основы, и цветы крепились прямо к крышке молитвенника. Обычно это были некрупные белые цветы- гвоздики, маргаритки, или цветы тюльпаны.

В начале двадцатого века на какое-то время в свадебный наряд вернулся цветочный венок, который предлагалось носить на руке во время свадебной церемонии. Это была довольно громоздкая и неудобная композиция, и, возможно поэтому «новая» мода так и не прижилась.
В наше время невесты выбирают букеты разнообразных цветов и форм, по своему вкусу, в своём уникальном стиле, составляющие единую композицию с платьем и причёской, а так же с бутоньеркой жениха.

Бутоньерка – маленький традиционный букетик, предназначавшийся для жениха. Первоначально цветы крепились в петлице пиджака, но в настоящее время бутоньерка крепится на его левом лацкане.

Существует масса стилей, в которых создаются букеты, хотя, наверное, не стоит строго придерживаться какого-то одного стиля, ведь объединяя вместе, казалось бы, разностильные композиции, можно создать букет, такой же уникальный, как сама невеста.

Для создания букетов у флористов всегда было два направления. Это «естественные стебли ручной связки» и портбукет с лёгкой удобной ручкой, где стебли цветов удаляются и заменяются проволокой, что значительно облегчает вес букета и позволяет цветам дольше сохраняться свежими.

Букеты с натуральными стеблями выглядят более естественно и неформально, в то время как портбукет дает аккуратный, полированный эффект. Эти два направления были объединены в последние годы, сформировав третий вариант, называемый «завернутые стебли» - сочетание двух стилей, где естественные стебли, завернуты в красивые ленты или ткани и возможно, даже украшены жемчужными нитями. Украшать лентами свадебный букет стало почти так же важно, как украшать цветами невесту, из-за популярности кружева, бархата и бисера в мире моды.

Свадебные букеты в качестве украшения невесты имеют богатую историю и, вероятно, эта традиция сохраниться на протяжении многих лет в будущем.